Итак, Министерство образования опубликовало 30 августа 2016 года тематические направления, по которым к экзамену 7 декабря 2016 года все ученики 11 классов Российской Федерации получат пять конкретно сформулированных тем для написания сочинения.
ТЕМАТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ И КОММЕНТАРИЙ СОЧИНЕНИЙ В 2016/17 УЧЕБНОМ ГОДУ:
1.Разум и чувство.
Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.
Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
2.Честь и бесчестие.
В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.
Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.
3.Победа и поражение.
Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.
В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.
4.Опыт и ошибки.
В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.
Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.
5.Дружба и вражда.
Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.
Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.
Первые комментарии Натальи Солженицыной с 13 минуты 53 секунды.
Это не темы, а направления, в которых непосредственно на экзамене будут уточнены темы.
ОБЩИЙ ПРИНЦИП НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЙ, ТРЕБОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКЗАМЕНА ТАКИЕ ЖЕ, КАК И В 2015/16 УЧЕБНОМ ГОДУ
Требования к сочинению:
- жанр – эссе;
- объем сочинения 250 слов ;
- в аргументации собственной позиции по проблеме необходимо использовать не менее двух литературных произведений русской или зарубежной классики;
- уровень практической грамотности учитывается.
Условия проведения:
- сочинение пишется в декабре 2015 года в школах, где учатся выпускники;
- проверяется сочинение учителями школы, в которой учатся ученики;
- оценки за сочинение не ставятся, минимальное выполнение всех требований означает зачет;
- в случае незачета ученик имеет права пересдать этот экзамен в феврале и апреле 2016 года;
- в случае получение незачета по сочинению в период пересдачи ученик не допускается к сдаче ЕГЭ по всем предметам (такой вариант практически маловероятен, исходя из перечисленных условий);
- все копии написанных НЕПРОВЕРЕННЫХ сочинений отправляются в ресурсный центр региона, для того чтобы ВУЗы и Университеты могли самостоятельно проверить данные сочинения и добавить к итоговым баллам ЕГЭ выпускника до 10 баллов! Проверять такие работы можно только с письменного согласия абитуриента.
При всем том, что условия вроде бы достаточно понятны и прозрачны, главные вопросы остаются. Что такое жанр эссе? Чем отличается он от традиционного сочинения по литературе? Честно сказать, сам жанр школьного сочинения во многом просто умер, так как на уроках литературы в большинстве случаев проходят контрольные работы в виде тестов. Поэтому придется скорее всего за полгода НАУЧИТЬ ребят писать сочинение, что непросто.
Знание литературных произведений, подходящих по тематике к сочинению, вовсе не гарантирует успех самой работы. Как правильно «вписать» нужное художественное произведение в свою работу, как убедить читателя (проверяющего) в том, что авторская позиция писателя действительно созвучна мнению автора сочинения? Все это определенные навыки, требующие постановки и отработки.
Относиться к сочинению как к пустой формальности не стоит. С одной стороны, получить зачет в стенах родной школы, кажется, не так сложно. С другой – проверка сочинения силами школы всегда, к сожалению, связана с человеческим фактором: отношением конкретного учителя литературы к конкретному ученику, и в связи с этим сочинение все-таки должно быть написано так, чтобы минимизировать риски двойного толкования выполнения задания и занижения (завышения) реального уровня работы.
Более того, выпускник, формально подошедший к выполнению задания, может столкнуться с ситуацией, в которой он заведомо проиграет в рейтинге поступающих в ВУЗ тем, кто, предоставив точно такие же баллы ЕГЭ, получит те самые дополнительные баллы (до 10!), которые решат судьбу.
Особо следует обратить внимание на жанр эссе. Упоминание жанра в методической литературе по этому вопросу можно встретить крайне редко, однако по сути данная работа представляет именно этот жанр, чем существенно отличается от традиционных школьных сочинений по литературе советской школы. Главное действующее лицо такой работы – сам ученик. Именно его понимание предложенной проблемы и позиция интересуют проверяющих. Как понимает ученик проблему? Как проводит рассуждение? К каким обосонованным выводам приходит в итоге? И лишь в качестве доказательства собственно правоты школьники ДОЛЖНЫ обратиться к литературному произведению, проанализировав героев, сюжет, писательскую позицию, язык произведения (в зависимости от того, что требуется). Такой подход к написанию сочинения отчасти объясняется тем, что в темах, так же, как и в направлениях, не указывается конкретное произведение, эпоха, страна. Более того, Совет по вопросам проведения итогового сочинения при Министерстве образования и науки России под председательством Натальи Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, неоднократно указывал на то, что сочинение носит МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ характер, то есть позволяет судить о гражданской, морально-нравственной зрелости ученика, что является итогом всего обучения и воспитания в школе.