Рубрика «ЕГЭ»

Справочная информация

Опубликован «Словарик паронимов» ФИПИ 2015 года. Это новый список: он не включат многие слова, которые входили в КИМы раньше. Ряд слов, напротив, добавлен впервые в этом году. Список слов большой: 283 слова. Он содержит 121 группу паронимов. Много трудных случаев. У нас ты найдешь необходимую справочную информацию: значения слов и примеры их употребления.

Поскольку пользоваться столь объёмным справочным материалом в текстовом виде не очень удобно, мы представили его на сайте в виде словаря. Все слова из списка ФИПИ 2015 года имеют в словаре помету «Слово используется в ЕГЭ 2015».

Список слов 2015 года

Читать полностью »

Справочная информаци

Для подготовки к заданию 3 необходимо осознать несколько моментов.

1. Словарный состав русского языка насчитывает около полумиллиона слов, поэтому, готовясь к данному заданию, выучить что-либо списком принципиально невозможно. И не нужно. Вся информация будет вам предоставлена.

2. Слова различны: одни выражают только единственное лексическое значение, другие — несколько лексических значений.

Если слово выражает одно лексическое значение, оно называется однозначным: ласково, междуречье, какаду, огромный, овод и другие.

Если слово выражает несколько лексических значений, оно называется многозначным: корень, голова, золотой, оправдать, колено, литься и другиеНе удивляйтесь, многозначных слов существенно больше, чем однозначных. В задании 3 используются только многозначные слова.

Рассмотрим пример. У слова корень выделяют значения:

  1.  Подземная часть растения, посредством которой оно укрепляется в почве и получает из земли воду с растворёнными в ней минеральными веществами.
  2.  Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя. Основание, место соединения органа с телом: корень языка.
  3.  Перен. Начало, источник, основа чего-либо: корень зла.
  4.  Грамм. Основная часть слова (без приставок и суффиксов), которая не поддаётся дальнейшему разложению на составные части.
  5.  Мат. Число, дающее данное число при возведении его в определённую степень. Извлечь квадратный корень.

( Словарь русского языка в 4 т. АН СССР. М.: Русский язык. 1986. Т. 2, с. 103)

На этом примере видно, что первое значение — главное (основное, исходное, первичное), остальные — производные от него, то есть произведены от него.  Значит, главное значение лежит в основе производных наименований. Значения многозначного слова связаны между собой. В нашем примере значение 3 – переносное, 4 и 5 – термины.

Понять, в каком значении употребляется слово, можно только из контекста.

Задание 3 даёт контекст, это самое главное.

Совет:

Внимательно прочитайте указанное предложение. Нередко оно уже содержит подсказку.

Например: Корням растения тесно в маленьком горшке, поэтому цветы время от времени пересаживают.

Вопрос: В каком из приведённых выше значений употреблено слово КОРЕНЬ?

Ответ: 1.

Что делать, если подсказки нет? Попробуйте метод подстановки: поочерёдно вместо обсуждаемого слова подставляйте синонимы или толкования, представленные в ответах. Вы увидите, что в большинстве случаев смысл предложения в результате подстановки нарушится. Потеря смысла — показатель того, что ответ неверный. Сохранение смысла предложения — свидетельство того, что верный ответ найден.

Справочная информация

В задании 2 вы работаете с текстом, в котором допущен пропуск слова (или слов). Один из предложенных вариантов ответов вам помогает выбрать  сама природа текста, такое его свойство, как целостность. Целостность достигается благодаря смысловой законченности его содержания. Чаще всего, внимательно прочитав текст, вы сможете интуитивно сделать правильный выбор.

Допустим, там встретились слова: с одной стороны или во-первых. Это значит, что почти наверняка далее последует продолжение: с другой (с другой стороны) или во-вторых… Если в тексте содержится рассуждение, а пропуск сделан в конце, при изложении вывода, то вполне вероятно, что пропущенными словами могут оказаться слова: итак, следовательно, таким образом.

Если вы сомневаетесь в правильности ответа, используйте метод подстановки: последовательно подставляйте предложенные варианты ответов в предложение с пропуском. И следите за изменениями смысла. В четырёх случаях смысловая целостность текста будет нарушена.  Лишь правильно подобранный ответ её сохранит.

 

Совет

Текст прочитай не менее трёх раз. Первый раз  — для общего ознакомления, второй — после ознакомления с вариантами ответов. Третий раз, проверочный, чтобы убедиться, что текст с выбранным ответом воспринимается целостно.

Обычно в задании 2 пропущены союзы и союзные слова либо вводные слова и сочетания, выступающие как средства связи предложений в тексте. Вспомним, что это такое.

Союзы

Вспомним, функция (роль) союзов — выражение  синтаксических связей: сочинительных и подчинительных. Сочинительная связь — это связь, которая выражает равноправные отношения элементов. Подчинительная связь – это связь неравноправных компонентов, при которой один из компонентов зависит от другого. Так связаны части сложноподчинённых предложений.  Союзы могут служить и средством связи предложений в тексте. Вот основные виды смысловых отношений, которые выражаются при этом в тексте.

Смысловые отношения, выражаемые сочинительными союзами:

  1. Соединительные:  и, да(=и), и…и…, не только… но и, как… так и, также, тоже
  2. Разделительные: или, либо, то…то, не то… не то, или… или, то ли… то ли
  3. Противительные: анода (=но), однакозато
  4. Градационные: не только, но и, не столько… сколько, не то чтобы… а
  5. Пояснительные: то есть, а именно
  6. Присоединительные: также, тоже, да и, и притом, причём

В начале предложения не употребляются союзы: тоже, да и, то есть, а именно

Смысловые отношения, выражаемые подчинительными союзами:

  1. Временные: когда, пока, едва, лишь, в то время как, лишь только, чуть, чуть лишь
  2. Причинные: так как, потому что, оттого что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, ибо (устар.), в связи с тем что
  3. Условные: если (кабы, коли, ежели – устар.), если бы, раз,  как скоро
  4. Целевые: чтобы, для того чтобы, дабы (устар.), с той целью чтобы, с тем чтобы, затем чтобы
  5. Следствия: так что
  6. Уступительные: хотя, несмотря на то что
  7. Сравнительные: как, словно, будто, точно, чем, как будто, подобно тому как, нежели (устар.)
  8. Изъяснительные: что, как, чтобы

В начале предложения не употребляются союзы: так что, чем, нежели, а также изъяснительные союзы: что, как, чтобы

Совет

Заучивать списки союзов для выполнения задания 2 не нужно: варианты ответов будут представлены в задании. Это лишь справочный материал, демонстрирующий множество значений, которые помогают выразить союзы.

Справочная информация

Задание 1 не требует специальных знаний, но умение вдумчиво читать текст пригодится. Это задание проверяет, умеете ли вы работать с информацией.

Тексты различны: некоторые, кроме основной информации, содержат дополнительную, в некоторых есть как явно выраженная, так и скрытая информация. Понять текст — это значит уловить логику его построения, понять связи между частями, всесторонне проанализировать содержание.

Обратите внимание:

предложения, из которых нужно выбрать правильный ответ, могут

  • противоречить содержанию текста,
  • включать информацию, которой в тексте нет,
  • передавать лишь часть информации,
  • подробно передавать дополнительную информацию, являющуюся для понимания основной идеи второстепенной,
  • дословно цитировать какую-либо часть текста, содержащую передачу подробностей и мелких деталей.

Такие предложения для ответа не подходят.

Чаще всего правильным ответом будут предложения, которые

  • в кратком виде передают все основные компоненты содержания,
  • чётко формулируют доминирующую мысль.

Значит, чтобы проверить правильность своего выбора, а в трудных случаях сделать его верно, нужно самим определить, какая информация является в тексте главной. Для этого нужно отсечь второстепенную информацию: детали, примеры, комментарии, пояснения, описания. Задайте себе простые вопросы:

  • О чём этот текст или фрагмент текста?
  • Что в нём сообщается?
  • Какова главная информация?

Если вам трудно это делать самостоятельно, обратитесь к серии «ЕГЭ-ответник».

Если в тексте выражены причинно-следственные связи, то, естественно, нужно разобраться, что является причиной, а что — следствием. Если информация касается цели, условий и других возможных компонентов содержания, то важно понять, являются ли данные компоненты в тексте доминирующими.

Совет

Переходите к анализу ответов только после того, как внимательно проанализируете и хорошо поймёте текст.

Курсов подготовки к ЕГЭ и ОГЭ (ГИА) – несметное количество, с каждым годом их становится все больше и больше. Как выбрать хорошие курсы?

Цена. Как и все на рынке, хорошие курсы не могут стоить очень дешево. Привлекательно низкая цена, как водится, бывает неспроста. Либо количество человек в группе не заявлено изначально, и по факту вы сидите в группе из 10-15 человек, либо занятия ведут студенты ВУЗов, которые в свое время успешно (верим на слово) сдали ЕГЭ по преподаваемому предмету. Каждый год формат экзамена меняется, это происходит незаметно, чаще всего в части оценивания. Учитывать все изменения требований может только профессионально преподающий педагог, тот, кто занимается официальной проверкой экзамена.  Качественная  подготовка к экзаменам требует от преподавателя не только высокой квалификации, но и большой эмоциональной отдачи, большой практики, что собирается годами.

Профессионализм. На хороших курсах преподаватель демонстрирует свою подготовленность не только словами, но и имеющимися сертификатами, любыми официальными документами, подтверждающими высокий уровень профессионализма в преподаваемом предмете. Если преподаватель – действующий эксперт городской или федеральной экзаменационной комиссии ЕГЭ, то он должен предъявить соответствующий сертификат (например, такой), подтверждающий его полномочия. Это важно для понимания того, как будет проверяться работа, какие серьезные ошибки можно допустить и за что будут снижать баллы, как правильно выстроить апелляцию. Хотя бы один из этих сертификатов был бы не лишним. Помимо этого, хорошо бы, если сам ведущий сдал ЕГЭ как ученик в ближайшее время, чтобы делиться собственным опытом и ощущениями сдающего, это еще одно подтверждение его уровня подготовки. К слову, Москва такую возможность предоставляет для всех желающих в Центре независимой диагностики ЕГЭ и ОГЭ МЦКО. Сертификат пробного экзамена выглядит так,  условия точь-в-точь как на экзамене.

Практика и теория. На хороших курсах любые теоретические сведения должны быть связаны с практикой решения конкретной задачи. То есть, придя домой и открыв типовое задания экзамена, вы должны четко по алгоритму САМОСТОЯТЕЛЬНО выполнить его, исходя из навыков, полученных на занятии.
Оценки. Профессиональный преподаватель на хороших курсах не позволяет никаких оценочных суждений в сторону ученика, его учителей или родителей («Чему ты в школе только учился?», «Чем вы на уроках-то занимаетесь?», «О чем вы раньше думали!» и т.д.). Всегда должна поддерживаться доброжелательная рабочая атмосфера, вы можете в любой момент занятия задать любой вопрос по тематике курсов и получить квалифицированный ответ.
Комфорт. На хороших курсах вы чувствуете себя физически комфортно, аудитория не более 5-6 человек, и у вас есть твердая уверенность в том, что вам уделят ровно столько внимания, сколько понадобится для полного усвоения материала.
Сдать ЕГЭ на 100 баллов!) Это самый распространенный лозунг большинства рекламных компаний курсов подготовки.  Успешная подготовка в ЕГЭ зависит не только от репетитора, но и от того, насколько упорно готов работать ученик, самостоятельно в том числе, насколько он сможет собраться перед экзаменом и показать свой лучший результат. Поэтому будьте бдительны, когда вам обещают ЕГЭ на 100 баллов, это очень сильно зависит от того, с каким уровнем вы пришли, и чаще всего бывает просто маркетинговым ходом!

Если у вас остались вопросы, вы интересуетесь данной темой, хотите узнать больше, приходите на мои семинары, посвященные подготовке ЕГЭ, ОГЭ и ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ!